Свинг: норма или отклонение? Прошлое и будущее свинга

свингеры
Свинг и подобные ему формы отношений в семейных парах часто ассоциируются у людей с традиционным мышлением с неким отклонением от "правильного курса". И правда, кажется, что весь наработанный человечеством опыт говорит в пользу того, что нормальная семья должна исключать всякую возможность включения в нее посторонних людей, даже временно.



Но что такое "опыт" для людей, не особенно знакомых с историей, и не увлекающихся анализом и прогнозированием развития общества, то есть для не специалистов? Это, прежде всего, тот опыт, который им передали родители, и та атмосфера, в которой они были воспитаны во время становления личностей. Другими словами, представление людей о том, что правильно, а что нет, формируется на основании мировоззрения крайне узкого круга людей на крайне малом временном отрезке развития цивилизации. Ограниченность круга становится более существенной, если учесть, что еще 15 лет назад просто не существовало средств коммуникации между большим количеством людей, таких как Интернет. Таким образом, нас формировали родители, школы и книги. Само собой, в советское время родители слыхом не слыхивали о свинге и подобных ему формах отношений, а про советские школы и книги я вообще молчу. Но что, если взглянуть на этот вопрос шире, захватив в поле зрения больше обществ и больший участок времени? Оказывается, делать это очень интересно.

Мы сейчас кое-что знаем о том, что на Руси существовало множество вариаций семейных отношений, и были времена, когда даже оргии с участием женатых мужчин и замужних женщин, инцест и групповой брак считались явлением абсолютно нормальным, и против них восставала только православная церковь. Но даже оглянувшись немного назад в пределах российских границ, можно найти множество примеров того, что даже в патриархальных семьях, характерных для русских крестьян и на ранней стадии коллективизации в советское время, обычным были такие явления как проживание в одной избе трех поколений одной семьи, где никто не делал секрета из сексуальных отношений. Да и невозможно было их сделать, если все спали вповалку на одних полатях, да и бани зачастую были общими. Однако женщин от посягательств посторонних, уже охраняли. И связано это было исключительно с капиталистическими соображениями.

Краткий и неполный экскурс в историю семьи


Как известно, поначалу люди жили стадами и общинами просто потому, что толпой легче охотиться, выполнять тяжелую работу по подготовке земли для посевов и защищаться от врагов. На то время все, что добывалось, то всеми и съедалось. По сути, не было семьи, и все имели право заниматься сексом со всеми. Конечно, всегда имелись лидеры, которые были сильнее, но баланс между всеми "одностадниками" должен был соблюдаться, поскольку даже сильный лидер, изгнав всех соперников, не смог защититься в одиночку. Эра всеобщего коллективизма и безродового общества стала исчезать с момента появления излишков материальных благ, таких как пища и орудия труда.

В целях заботы о потомстве мужчины озаботились и вопросом передачи этих благ по наследству. Но разобраться, кто чей наследник оказалось возможно только двумя способами.

Первый способ - считать основательницей рода женщину и все родство определять по отношению к основанному ей роду. В этом случае наследование идет по женской линии, и для богатства рода важно кровное родство женщин, а мужья этих женщин могут быть разными, и  их количество на одну женщину также может быть разным. Женщина, в отличие от мужчины, всегда точно знает, что ребенок, которого она родила - это ее ребенок, и он генетически родственен роду. Таким образом, по женской линии, до сих пор определяется родство, например, у евреев, которые всегда уверены, что передают нажитое ребенку, в котором течет еврейская кровь. А в Тибете до сих пор существуют полиандрические семьи, когда братья имеют одну жену на всех.

полиандрия

История показала, что матриархата как такового в нашей цивилизации не возникло. Точность определения рода по первому способу была достоинством, но стала и недостатком. Род, формируемый вокруг женской линии был обширным, и включал в себя множество поколений и ответвлений, которые со временем стали соперничать при разделении благ между собой. Конфликты, в силовом решении которых традиционно участвовали мужчины, привели с одной стороны, к дроблению родов на более мелкие ячейки, а с другой - к усилению роли мужчин и укреплению фактора силы в качестве основного при дележе имущества. Соответственно, возник второй способ определения родства.

Второй способ - запереть женщину в доме, и не подпускать к ней никого из посторонних, теша себя надеждой что ее ребенок зачат все же тобой. Практика показывает, что это гораздо менее точный способ, нежели первый, но сейчас практикуется большинством и приводит к преобладанию патриархальных семей. Разумеется, полной уверенности в "честности" женщин у мужчин не было и нет никакой, что и привело к формированию ревности и всевозможных психических расстройств, преимущественно у мужчин. Кроме того, такой способ невозможен без фактического порабощения женщин и унижения их в правах почти до состояния вещи, что и было в ходу у всего прогрессивного человечества вплоть до последнего времени. Подумать только, в передовой Швейцарии женщины не обладали избирательным правом вплоть до 1975 года!

В конце концов, победил второй способ. Так, среди 1231 традиционных обществ, для которых доступны данные, только лишь в 186 принята моногамия, в 4 – полиандрия, а в остальных – различные формы полигинного брака, то есть в 85% обществ мира разрешены полигинные браки.



Обратите внимание, насколько сильно влияние семьи, двора и школы, о чем я писал вначале - ведь мы на самом деле считаем, что "правильная" организация семьи - это  именно моногамный брак, который практикуется менее чем в 15% обществ в мире. Просто вокруг нас, в силу традиций общества и норм законодательства, моногамных браков практически 100%. Но вернемся к теме.

Полигинные браки хороши для накопления капитала тем, что позволяют сконцентрировать в руках главы семьи (рода) все имущество семьи. Кроме того, глава семьи (патриархального рода) знает, что защищает свое имущество ради своих детей. В полиандрических семьях этой мотивации нет, а само имущество "размыто" в пределах рода. Поэтому в мире настолько укрепилась формула: "один мужчина - много женщин", а не наоборот.

Однако накопление капитала привело к еще большему разобщению, даже внутри патриархального рода. И патриархальный род раздробился на части. Семья, в пределах которой происходит накопление капитала, стала представлять связку мужчина - женщина или мужчина - несколько женщин, в зависимости от общества. Иначе говоря, хранителем капитала стал один мужчина. Конечно, это стало возможным благодаря защите частной собственности со стороны такого института, как государство. Иначе, мужчинам все равно пришлось бы кооперироваться друг с другом для защиты своего имущества.

Достигнутая высокая индивидуализация семьи привела к обособлению отдельных семей друг от друга, даже с учетом имеющихся родственных связей. Современное европейское общество в настоящее время пошло дальше по этому пути. Сейчас все чаще говорят о кризисе семьи, о высоком проценте разводов, позднем вступлении в брак и увеличении количества детей, рожденных вне брачных отношений. Иначе говоря, происходит преобразование традиционной семьи в иную форму, и связано это попросту с большей социальной защищенностью людей в развитых странах, что позволяет выживать и воспитывать детей в одиночку с помощью государства. И, разумеется, накапливать и передавать по наследству капитал. Более того, в европейских парах, официально состоящих в браке, часто принято даже иметь разные "кошельки", скидываясь на общие статьи затрат. Уместно ли говорить о таком браке, как о традиционном, хотя внешние атрибуты вроде бы соблюдены? Или можно говорить о том, что в европейских странах уже давно не существует семьи, раз не соблюдается принцип объединения капиталов, ради которого она когда-то и была создана?

И так ли это страшно, учитывая, что семья в той форме, о сохранении которой все так пекутся, существует меньше ста лет и всего в 15% мировых обществ?

феминизацияГораздо важнее другой процесс, а именно - процесс феминизации общества, освобождения женщин, находящихся в униженном положении в 85% обществ и отказа женщин и мужчин от традиционно приписываемых им ролей. Забегая вперед, скажу, что именно с этим процессом связана и популяризация свинг-движения в мире.


Невольные роли мужчин и женщин


Как было сказано выше, укрепление патриархальных родов было связано с необходимостью защиты накопленных материальных благ. Это требовало силы, агрессии и прочих "мужских" качеств, а также соблюдения строгой иерархии, что достигалось силой и воспитанием. В условиях нестабильности, мужчина должен был также уметь контролировать эмоции. Важным было не качество, а скорость принятия решения.

В итоге, стандарт мужчины должен был быть сильным, агрессивным, смелым и невозмутимым. Но второй стороной медали стала его толстокожесть, неэмоциональность, безразличие к собственному здоровью, отсутствие сочувствия и сострадания. Он способен проявлять смекалку, и решать задачи быстро и эффективно, используя подручные средства, но быстро теряет интерес к монотонной работе. Таков портрет традиционного мужчины. Узнаете образ из книг и фильмов?

Разумеется, пока мужчина занимался защитой, женщина целиком и полностью посвящала себя воспитанию детей и домашнему очагу, полностью полагаясь на способности мужчин добыть и распорядиться пищей и защитить ее и детей от врагов. Ей не нужно было принимать быстрые решения, но все что она делала, надо было делать на совесть, ведь дом, который она обустраивала должен был служить долго и многим поколениям.

Женщину стали воспитывать как заботливую, добрую и ласковую, в то же время привив ей безвольность, зависимость, беспрекословное подчинение, отсутствие собственного мнения и настойчивости. Ей сложно стало руководить кем-то, поскольку это требует принятия быстрых решений и самостоятельности, но зато женщины стали идеальными исполнителями, особенно если работа требует качества и совершенства. Это также узнаваемый стандарт.

Чем неспокойнее была обстановка, тем эти качества обеим сторонам нужно было проявлять сильнее. Если же люди чувствовали себя более защищенными, полярность ролей мужчины и женщины становится менее отчетливой.

В современном обществе происходит именно этот процесс. Роли становятся не такими полярными. Все больше женщин добиваются успехов на мужском поприще, проявляя качества, ранее свойственные только мужчинам. Мужчины же, наоборот, постепенно перестают бояться проявлять чувства и эмоции, и им удается не только работа, которую нужно решать наскоком, но и работа, требующая вдумчивого отношения.

Таким образом, в обществе, а точнее в группе, которая наиболее благополучна и защищена, людям уже не нужно, мобилизуя всю силу воли, играть роли, которые больше подходят для условий войны, а не благоденствия. Мужчины могут уйти от брутального образа и прожить дольше, сэкономив нервы и здоровье сердечно-сосудистой системы. Женщины могут перестать играть роль девочки в розовом платьице и взамен самореализоваться в жизни общества.

В этом, по сути и заключается процесс феминизации общества. Как бы негативно к нему не относились, но освобождение женщин от навязанной им ранее пассивной роли приводит к параллельному освобождению мужчин от не менее тяжелой роли ответственного за все мачо.

смена гендерных ролейСледствием этого является и то, что сейчас все больше женщин способны воспитывать детей в одиночку, поскольку могут зарабатывать сами, а мужчины становятся способны дать ребенку эмоциональное тепло, что раньше было прерогативой женщин, и, таким образом, также получить право на монопольное воспитание детей.

Феминизация или, если можно так сказать, демаскулинизация общества, то есть отказ от устаревших стереотипов и поляризации мужских и женских ролей, видна и в массовой культуре. Если в 80-х - 90-х годах прошлого века популярен был кинематографический образ воина-героя с полным набором гипертрофированных брутальных качеств, свойственных патриархальному обществу, то в последнее время даже мужские персонажи геройского плана обязательно в душе эмоционально мягки, ранимы. Либо второй стороной киношного супергероя является противоположная по качествам мягкая и даже беззащитная в обычной жизни личность: простой подросток, ученый, человек с ограниченными возможностями, - те, кого традиционалисты назвали бы неудачниками с точки зрения брутальных стереотипов. С другой стороны, женские образы сильно смещаются в стороны решительности, агрессивности, способности достигать целей и высокого положения в какой-либо иерархии.

Крупные и достоверные социологические исследования, проведенные в европейских странах, показали, что за последние тридцать лет увеличивается число мужчин, ценности которых выходят за рамки традиционных. Они не преследуют стереотип брутальности и допускают свободу и равноправие для женщин. Их брак более гармоничен и построен на принципах равноправия. Причем прослеживается уже упомянутая тенденция - чем благополучнее социальный класс, тем сильнее это отклонение от традиционных воззрений.

Среди молодого поколения таких мужчин больше (достигает 20%), чем среди представителей старшего поколения, что говорит о развитии этого явления с каждым годом. Если учесть тот факт, что склонность к традиционным брутальным стереотипам у мужчин в молодом возрасте, когда происходит гормональный всплеск, значительно выше, чем, например, к 30 годам и старше, эти 20% с годами перерастут в гораздо больший процент. К слову говоря, интересно то, что и среди свингеров наибольший процент составляют люди старше 30 лет.

Не менее интересно то, что и социальная группа, в которой наблюдается массовый отказ мужчин от следования устаревшему "мужскому" стереотипу, совпадает с таковой для свингеров. Как правило, речь идет о среднем социальном классе интеллектуально развитых людей. Высший класс эти явления затрагивают в меньшей степени, и практически не встречаются в низших слоях общества.

Иными словами, в тех слоях, где идет борьба (за существование - в низших слоях, и за власть - в высших), мужчины вынуждены играть традиционные роли, вынуждая к этому и женщин. В этих условиях брак неравный и ни о каком свинге речи быть не может. Да, тут могут быть вольности, но они связаны никак не с равноправным взаимодействием мужчины и женщины и сводятся, как правило, максимум к групповому сексу с перевесом женщин, не подкрепленному никакой особенной философией, кроме философии превосходства мужчины везде и во всем.

Также устаревшие стереотипы поддерживают группы, находящиеся в противостоянии с обществом или другими группами. К их числу относятся и религиозные группы, и неформальные объединения людей, и криминальные группы, и нелегальные социальные группы типа неофашистов. Все они декларируют "старые ценности", принцип "сильного мужчины и слабой женщины" и тому подобные вещи.

интеллектуальная война
Мужчин, которые не подчинены старым стереотипам, социологи относят к особому классу, называя мужчинами нового типа, "новыми мужчинами", что стало возможным в последнее время благодаря развитию гендерных исследований и развитию феминизма как науки. Новые мужчины выигрывают у старого типа мужчин на всех фронтах, поскольку в современном мире даже война не ведется кулаками. Побеждает тот, на стороне которого воюют новые технологии. А их создают люди интеллектуального труда, как раз те, кто и относится к средней социальной прослойке общества. В тоже время, для интеллектуальных достижений необходимо сбалансированное эмоциональное состояние человека и незатуманенное сознание, что несовместимо с какими-либо ограничениями мысли.

Что же касается успеха у женщин, то женщины ценят открытость и эмоциональную доступность новых мужчин. И им, конечно, в новинку действительно равноправные взаимоотношения с ними, к чему, разумеется, нужно еще привыкнуть.

Таким образом, рост последователей философии свинга - неизбежное явление в современном обществе, где основой экономики является средний класс. Кроме того, это как раз и является показателем здоровья общества, его экономического и социального благополучия и сбалансированного состояния, определяемого равноправными взаимоотношениями между мужчинами и женщинами.

Получается, что свинг - это норма, а не отклонение от нее, как считают многие. Просто общество только сейчас начинает вступать на путь нормализации, и непременно достигнет его, если только искусственно не бросится в пучину насилия. И многое кажется странным, хотя необычно это только из-за того, что люди слишком привыкли носить маски и играть не вполне естественные, но привычные роли. Ну, и конечно, уместно опять вернуться к началу статьи, и вспомнить, что все наши привычки и представления о норме мы приобрели основываясь не на объективной оценке, а на субъективном мнении наших современников более старшего поколения.

Свинг ступает по планете


Социологические исследования, направленные на изучение ролей мужчин и женщин, показали, что в большей степени отказ от традиционных ролей в пользу развития равноправных взаимоотношений (феминизация) наблюдается в следующих странах: Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Франция, Португалия, Коста-Рика и Таиланд. В большинстве своем, это страны, которым приписывается большая свобода нравов и сексуальная раскрепощенность, а также большая удовлетворенность жизнью. Даже Таиланд, который представляет собой одну из беднейших стран в этом списке, отличает высокий уровень счастья, отмечаемый самими жителями. В то же время, более традиционными обществами, пропагандирующими полярное распределение ролей и образ мужчины-борца за место на иерархической лестнице являются: Япония, Австрия, Италия, Германия, США, Великобритания, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Южная Африка, Австралия, арабские страны, Филиппины. Во всех этих странах в ходу образ мачо, бойца, и в общем-то даже пропаганда равноправия женщин в них, по-видимому, происходит в большей степени на словах (в США это расхождение даже подтверждено социологическими исследованиями). Россия в эту выборку не попала.

В приведенной статистике кроется кажущееся противоречие. Вроде бы выше говорилось, что более склонны к свингу те общества, где мужчины отказываются от устаревших стереотипов брутальности, а женщины идут по пути феминизации, но страны, в которых свинг-движение приобрело наибольший размах, такие как США, Италия, Германия и Великобритания, оказались в списке стран с традиционным подходом. Но давайте вспомним, что свинг в этих странах скорее направлен на сексуальные отношения, а не на социальные. Другими словами, уместно выделять два направления свинга, когда практикующие его пары прежде всего желают установить сексуальные отношения, без социальных (либо последние рассматриваются как приложение к сексу), и когда пары ищут прежде всего социальных связей, которые могут быть дополнены сексом (или даже без него). Давайте попробуем слегка разобраться  с этим.

Социальные и сексуальные цели. Формула свинга


Итак, свингеры могут ставить на первое место сексуальные или социальные взаимоотношения.

Если в свинге на первом месте стоят сексуальные отношения, то такое направление свинга характерно для маскулинных обществ, из списка второй группы предыдущего раздела. Соответственно, свинг-движение в этих странах концентрируется вокруг свинг-клубов, в которые можно придти и заняться сексом, даже предварительно не знакомясь друг с другом. Достаточного коснуться человека и получить ответное касание в знак согласия. Характерно максимальное исключение индивидуальности за счет большого количества участников в одном помещении или сокрытие их личности (gang-bang, общие комнаты в свинг-клубах, glory hole, dogging с незнакомцами и другие вариации). Такая вариация, как cuckold популярна, во-первых, с привлечением партнеров, максимально отличающихся от пригласившей пары телосложением, цветом кожи и другими признаками установление социальных связей с которыми, в отличие от сексуальных, ввиду этого достаточно сложно. А во вторых, в сексе нет и близко равноправия, поскольку муж в паре оказывается подчеркнуто подчинен приглашенному "самцу", что характерно для иерархически выстроенных обществ. Достаточно посмотреть обильную порно-продукцию Японии, США, Италии, Германии и Великобритании, касающуюся свинга и вариаций группового секса, чтобы понять, что на первом месте тут механистический секс, с исключенными либо ограниченными социальными взаимоотношениями.

В свинге и родственных ему "дисциплинах" в таких обществах взаимодействие происходит по формулам:
свинг:
Ж---М---М---Ж, 

секс втроем:
Ж---М---Ж, 

cuckold:
М---Ж
\
М

Другими словами, взаимоотношения строятся, в основном, вокруг мужчин. Мужчины решают,  договариваются, планируют и осуществляют задуманное. Мужчина оценивается по тому, насколько он соответствует стереотипу "мачо", а женщина - экранному стереотипу красотки. В сексе здесь важен факт соревновательности мужчин, нежели удовлетворения женщин, да и их собственного удовлетворения.

А теперь рассмотрим общества, где на первом месте стоит социальная цель. Эта форма наблюдается в феминизированных обществах (к примеру, во Франции), где даже свинг-клубы предполагают уют, уединение и возможность общения людей друг с другом. В этих обществах в объявлениях свингеров гораздо реже можно встретить формулировки типа "предпочитаем общению реальную встречу" и реже посещаются свинг-клубы. Как правило, на первом месте стоит именно общение, поэтому стандартной тут можно считать предложение "познакомиться для дружбы и общения, а при симпатии - и секса". При таком раскладе на первое место, как и следовало ожидать, выходят женщины с их издревле развитой способностью установления социальных взаимоотношений. Часто бывает, когда инициатором свинга в паре выступает муж, но в дальнейшем все вопросы по подбору кандидатур, общению и организации встреч добровольно и с удовольствием выполняет жена, намного опережая мужа в этой инициативе.

Формулу взаимоотношений, характерных для свинга и его форм для феминизированных обществ, можно представить следующим образом:
свинг:

М---Ж---Ж---М, 

секс втроем:
М---Ж---М,

М
/    \  
Ж----Ж



Центром взаимодействий является женщина. Что интересно, и страны, попавшие в список феминизированных, отличаются прекрасным социальным устройством и грамотной социальной политикой, что оказывает влияние на всю жизнь граждан этих государств, включая, конечно и их сексуальную жизнь. Характерно, что в свинг-парах здесь наблюдается большая степень равноправия мужчины и женщины, а при оценке плюсов и минусов пары на первом месте оказывается умение общаться, а не внешняя привлекательность или соответствие внешним атрибутам.

полигамияВ России можно встретить оба направления свинга. Есть и свинг-клубы разной направленности, есть и аналог cuckold-отношений, который в нашей стране именуется sexwife. Однако у России особый путь и специфика. Мы, не успев вступить в когорту капиталистических стран, пытаемся брать пример с феминизированных стран с социально-ориентированным уклоном, таких как многие европейские, в особенности, скандинавские страны. Возможно, мы перескочим этап "дикой групповухи" и вступим в зрелый этап "социального свинга". По крайней мере, мы воспитаны на социальных ценностях и справедливости, декларированных в Советском союзе, и среди объявлений свингеров в нашей стране стабильно на первом месте оказывается условие успешного общения и дружбы семьями, и лишь на втором месте - собственно секс.

Сетевая семья


Возвращаясь к началу статьи, где была вкратце рассмотрена история семьи, резонно задаться вопросом: так что же будет дальше, если все будет развиваться в таком направлении?

По моему мнению, свинг по американскому типу обречен на исчезновение ввиду деградации общества или на преобразование в социально-ориентированный свинг.

Второй же тип свинга вполне имеет право на существование и на широчайшее внедрение в жизнь общества. Социальные связи, в которые примешан также и секс, должны быть крайне устойчивыми и крепкими. Судя по тому, насколько сильно повлиял на общество Интернет с его социальными сетями, объединившими большинство пользователей глобальной сети, свинг может ждать большое будущее, поскольку специфика свинг-движения и заключается в создании развитых социальных групп и многочисленных связей.

В новейшей истории были попытки организации коммун, в которых было организовано общее хозяйство, свободные отношения между членами коммуны и совместное воспитание детей, однако все кончилось весьма прозаически, когда между членами коммуны встали денежные вопросы. Но так ли нужно объединяться не только ментально или сексуально, но и экономически?

В условиях объединения экономических и информационных пространств и глобализации экономики вкупе с социальной ориентацией государственной политики вполне может окончательно исчезнуть традиционная семья, уступив место "сетевой" семье. Это возможный вариант, если удастся исключить или минимизировать экономические взаимоотношения между парами и отдельными людьми.

Если каждый член "сетевой" семьи будет вполне способен обеспечить себя сам, и сам воспитывать детей, а тенденция к этому наблюдается, то не будет и препятствий для свободного и сексуальных отношений между всеми членами общества. Более того, не будет и необходимости создавать устойчивые союзы "мужчина - женщина". Скорее всего, будет актуально говорить о неустойчивых, даже эфемерных, кластерных объединениях "мужчины - женщины", образующихся в локальных сообществах. Если пуститься в совсем отвлеченные рассуждения, не исключен вариант, когда посредством свинг-взаимоотношений (точнее посредством сменившей их глобальной сетевой семье) друг через друга будет связана значительная часть прогрессивного человечества. Возможно ли это? Плохо это или хорошо? Это покажет только время.

сетевая семья


Кроме того, для спокойного развития общества в этом направлении, необходимо, чтобы общества развивались в направлении феминизации и отказа от насилия. А мы с вами знаем, насколько это утопично. В то же время, а вдруг человечество еще ждет новый "золотой век"?


Автор: Asturio